Образование

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков «Лето»

Виды образования:

Дополнительное образование

Профессиональное обучение

Подвид образования:

Дополнительное профессиональное образование Дополнительное образование детей и взрослых

Образовательная программы:

1.      Дополнительная профессиональная программа «Программа повышения квалификации управленческих  работников и бухгалтеров по вопросам обеспечения эффективного и безопасного отдыха и оздоровления детей всех категорий в детских оздоровительных лагерях различных форм отдыха».

2.      Дополнительная профессиональная программа «Практическая и методическая подготовка педагогов и вожатых к организации работы по воспитанию и оздоровлению детей всех категорий в детских оздоровительных лагерях различных форм отдыха».

3.      Дополнительная профессиональная программа «Современные подходы в нормативно-правовом обеспечении  учреждений оздоровления, отдыха детей и молодежи. Деятельность педагога, инструктора и вожатого в лагерях палаточного типа».

4.      Дополнительная профессиональная программа «Организационная культура детского и молодежного отдыха».

5.      Дополнительная профессиональная программа «Специфика разработки  программы организации и сопровождения развивающего детского и молодежного отдыха».

6.      Дополнительная профессиональная программа Республиканская школа вожатых «Звёздный десант-новая волна».

Объем учебных часов по дополнительным профессиональным программам: 72 часа

Учебные модули: от 6 до 36 часов

 7. Программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Вожатый   

 Объем учебных часов по программам профессионального обучения: 180 часов

Срок обучения: от 14 дней до 2 месяцев

Формы обучения: лекции, семинарские занятия, практические занятия, семинары по обмену опытом, круглые столы, консультации, проекты, рефераты.

График занятий: гибкий

Кол-во обучающихся в одной группе: до 25 человек Количество обучаемых в год: до 250 человек

Аттестация: итоговая (тестирование, экзамен, выполнение практической работы)

Документы по итогам обучения: удостоверение о повышении квалификации, свидетельство о профессии.

 Образовательная программа:

Дополнительная общеобразовательная программа спортивно-оздоровительного направления «Спорт-Экспресс». В настоящее время данная программа не реализуется. Планируется к реализации в 2019 году.

Курсы повышения квалификации

 План-график 2017 г.

План-график 2018 г.

Программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Вожатый

Учебный (тематический) план

 

 

№ п/п

Наименование разделов, циклов, дисциплин, практик, итоговой аттестации

 

 

Всего часов

               В том числе:

 

Форма контроля

 

Аудиторная работа

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа

Лекции

Интерактивные занятия

Р.1.

Введение в специальность

 

 

12

4

0

8

Зачет

1.1.

Детский лагерь как система

6

2

0

4

Устный опрос

1.2.

Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха

6

2

0

4

Устный опрос

Р.2.

Психолого-педагогические основы деятельности вожатого

16

4

0

            12

Зачет

2.1.

Педагогика детского отдыха

6

2

0

4

Устный опрос

2.2.

Психологические

 особенности детей разных групп и возрастов

6

2

0

4

Устный опрос

2.3.

Психологические и физические особенности детей с отклонениями развития

2

0

0

2

тестирование

2.4.

Профилактика деструктивного и суицидального поведения несовершеннолетних

2

2

0

0

Устный опрос

Р.3.

Работа с временным детским коллективом

22

7

1

14

тестирование

3.1.

Педагогика ВДК

6

2

0

4

Устный опрос

3.2.

Планирование в деятельности вожатого

4

2

0

2

Устный опрос

3.3.

Детское самоуправление

6

2

0

4

Устный опрос

3.4.

Отрядные сборы

6

1

1

4

Устный опрос

Р.4.

Социально-психологические компоненты деятельности вожатого

22

5

3

14

Зачет

4.1.

Эффективная коммуникация в ДОЛ

4

1

1

2

Устный опрос

4.2.

Конфликты в условиях ДОЛ

6

1

1

4

Устный опрос

4.3.

 

Стресс в деятельности вожатого

6

1

1

4

Устный опрос

4.4.

Мотивирование детей к проявлению активности в жизни отряда и лагеря

6

2

0

4

Устный опрос

Р.5.

Игротехника в деятельности вожатого

20

2

6

12

Зачет

5.1.

Игра в логике развития лагерной смены

20

2

6

12

Устный опрос

Р.6.

Организация работы с отрядом

24

4

4

16

Зачет

6.1.

Коллективное творческое дело

 

6

1

1

4

Устный опрос

6.2.

Отрядные и массовые мероприятия

6

1

1

4

Устный опрос

6.3.

Креативное мышление

6

1

1

4

Устный опрос

6.4.

Прикладные творческие методики

6

1

1

4

Устный опрос

 Р.7.

Специфические виды деятельности вожатого в рамках организации детского отдыха

32

6

2

24

Зачет

7.1.

Информационное сопровождение детского отдыха

 

 

6

2

0

4

Устный опрос

7.2.

Особенности организации отправок детских групп к местам отдыха

6

2

0

4

Устный опрос

7.3.

Обеспечение безопасности ребенка в ДОЛ

6

2

0

4

Устный опрос

7.4.

Формирование имиджа педагогического отряда

6

1

1

4

Устный опрос

7.5.

Работа вожатого по формированию и развитию доброжелательных отношений внутри детского коллектива при включении в него детей с ОВЗ

2

0

0

2

тестирование

7.6.

Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

4

0

0

4

тестирование

7.7.

Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в том числе в социально опасном положении)

2

0

0

2

тестирование

Р.8

Физкультурно-оздоровительная деятельность

24

6

2

16

Зачет

8.1.

Основы физиологии и гигиены детей и подростков

6

2

0

4

Устный опрос

8.2.

Деятельность вожатого по реализации оздоровительной функции ДОЛ

6

2

0

4

Устный опрос

8.3.

Основы первой помощи

12

2

2

8

Устный опрос

 

Итоговая аттестация

8

 

 

 

Экзамен

 

Общая трудоемкость

 

180

39

17

116

-

Рабочая программа

№ п/п

Виды учебных занятий, учебных работ

Содержание

Раздел 1. Введение в специальность

 

Тема 1.1. Детский лагерь как система

Лекция, 2 часа

Развивающее пространство детского отдыха (лагерь) и его специфика как "закрытой" системы. Традиции и законы ДОЛ: их становление и поддержка. Режим дня в ДОЛ. Образ вожатого. Профессиональное мини-сообщество организаторов детского отдыха в условиях ДОЛ: директор лагеря, руководитель смены, заместитель по воспитательной работе, старший вожатый, вожатый, методисты и пр. Основные компоненты деятельности вожатого. Требования к личности вожатого (этика, культура речи,

культура поведения), его физическому и психическому здоровью

Тема 1.2. Нормативно-правовое обеспечение детского отдыха

Лекция, 2 часа

Конвенция ООН о правах ребёнка. ФЗ №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления". Типовое положение о детском оздоровительном лагере. СанПиН 2.4.4.3155-13. Права и обязанности вожатого. Трудоустройство

Раздел 2. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого

Тема 2.1. Педагогика детского отдыха

Лекция, 2 часа

Педагогика, образование, воспитание, обучение: понятия и специфика. Основные виды воспитания. Направления воспитательной работы в ДОЛ. Детский отдых в современной России: понятие, специфика, стратегии организации. Подходы к организации воспитательного процесса в ДОЛ. Необходимость формирования личности ребенка в условиях организованного отдыха. Проблемы целеполагания в современном воспитательном процессе ("образ" отдыхающего ребенка). Результаты детского отдыха: оздоровление, личностное развитие, профориентация и др. Работа с детьми, нуждающимися в особом внимании

Тема 2.2. Психологические особенности детей разных групп и возрастов

Лекция, 2 часа

Возрастная периодизация, основные понятий (возраст, ведущая деятельность, социальная ситуация развития и т.д.). Психологические особенности детей разных возрастов. Рекомендации для вожатых по работе с детьми разных возрастных категорий

Тема 2.3. Психологические и физические особенности детей с отклонениями развития

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, 2 часа

Дети с нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями интеллекта (в том числе с задержкой психического развития), нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально волевыми нарушениями. Инклюзивное общение

Профилактика деструктивного и суицидального поведения несовершеннолет-них

Лекция, 2 часа

Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска. Классификация видов профилактики суицидального поведения. (А. П. Чуприкова, Г. Я. Пилягина, В.Ф. Войцех)

Раздел 3. Работа с временным детским коллективом

Тема 3.1. Педагогика ВДК, логика развития смены

Лекция, 2 часа

ВДК: структура, особенности формирования и развития в ДОЛ. Система отрядов (или их аналогов) в ДОЛ. Этапы развития ВДК по А.Н. Лутошкину. Единые педагогические требования как составляющая формирования ВДК. Педагогическая диагностика. Периоды смены, цели и задачи, формы и методы работы с ВДК. Задачи по организации заезда и отъезда детей из лагеря

Тема 3.2. Планирование в деятельности вожатого

Лекция, 2 часа

Программа смены, длительность и направленность смены. Работа с программой смены и план-сеткой. Ведение педагогической документации: составление плана дня, постановка задач, анализ прожитого дня. Отличия общей педагогической документации от документации педагога

Тема 3.3. Детское самоуправление

Лекция, 2 часа

Детское самоуправление в лагере: цели, задачи, функции, принципы. Этапы становления. Органы детского самоуправления: формирование, примерные схемы. Чередование творческих (типовых) поручений. Роль детского самоуправления в развитии личности ребенка. Система личностного роста

Тема 3.4. Отрядные сборы

Лекция, 1 час

Виды отрядных сборов, цели и задачи. Технология проведения сборов. Подведение итогов дня

Практическая работа, 1 час

Проведение одного из отрядных сборов с участниками группы

Раздел 4. Социально-педагогические компоненты деятельности вожатого

Тема 4.1. Эффективная коммуникация в ДОЛ

Лекция, 1 час

Общение: функции, виды, стили общения. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Эффекты межличностного восприятия. Роли и ролевые ожидания. Взаимодействие вожатого с родителями, педагогическим составом и работниками ДОЛ. Стратегия успешной коммуникации. Напарничество как основа деятельности вожатого

Практическая работа, 1 час

Элементы тренинга: эффективное взаимодействие с напарником

Тема 4.2. Конфликты в условиях ДОЛ

Лекция, 1 час

Конфликты: типология, структура, функции конфликтов. Стадии конфликта. Модели поведения в конфликте. Конфликтогены. Типы конфликтных личностей. Основные направления возникновения конфликтов в ДОЛ. Особенности разрешения конфликтов в кризисные периоды смены. Технологии управления конфликтами: прогнозирование, урегулирование и профилактика

Практическая работа, 1 час

Элементы тренинга: преодоление конфликтных ситуаций

Тема 4.3. Стресс в деятельности вожатого

Лекция, 1 час

Стресс: понятие, сущность, особенности. Стадии развития стресса. Формы проявления стресса. Стресс-факторы (стрессоры) в ДОЛ. Факторы, способствующие переходу стресса в дистресс и эустресс. Способы совладания со стрессом

Практическая работа, 1 час

Элементы тренинга: методики совладания со стрессом

Тема 4.4. Мотивирование детей к проявлению активности в жизни отряда и лагеря

Лекция, 2 часа

 

 

Мотивация и мотив. Внешняя и внутренняя мотивация. Формирование и поддержка целеустремленности. Формирование мотивов участия. Методы педагогического воздействия в случае нарушения детьми отрядных правил и внутреннего распорядка лагеря. Способы поощрения

Раздел 5. Игротехника в деятельности вожатого

Тема 5.1. Игра в логике развития лагерной смены

 

Лекция, 2 часа

 

Игра: понятие, виды, особенности.
Классификация игр, проводимых в ДОЛ. Подбор игр в соответствии с логикой развития смены. Игра как метод педагогической диагностики. Игра как инструмент создания благоприятного эмоционального климата в группе. Технологии организации и проведения игр

Практическая работа, 6 часов

Разбор конкретных примеров игр на практике. Проведение игр

Раздел 6. Организация работы с отрядом

Тема 6.1. Коллективное творческое дело

 

Лекция, 1 час

КТД: понятие, виды, цели, особенности, технология реализации

Практическая работа, 1 час

Организация отрядного коллективного творческого дела

Тема 6.2. Отрядные и массовые мероприятия

Лекция, 1 час

Технология проведения отрядных и общелагерных мероприятий. Формы мероприятий. Этапы подготовки и реализации мероприятия. Сценарный план мероприятия. Отрядный огонек: цель, функции, виды. Технология проведения отрядного огонька

Практическая работа, 1 час

Разделение на группы. Подготовка сценария общелагерного мероприятия

Тема 6.3. Креативное мышление

Лекция, 1 час

Понятия творчества и креативного мышления. Воображение. Методики развития воображения. Создание творческой команды, распределение ролей. Методики придумывания. Мозговой штурм

Практическая работа, 1 час

Проведение упражнений на развитие креативного мышления

Тема 6.4. Прикладные творческие методики

Лекция, 1 час

Оформительские, театральные, хореографические прикладные творческие методики. Отрядный уголок: функции, правила оформления Работа на сцене, работа с залом

Практическая работа, 1 час

 

Разделение группы на команды. Оформление рабочего пространства для проведения отрядного огонька

Раздел 7. Специфические виды деятельности вожатого

в рамках организации детского отдыха

Тема 7.1. Информационное сопровождение детского отдыха

 

Лекция, 2 часа

Детский пресс-центр и особенности освящение жизнедеятельности лагеря. Работа с социальными сетями. Создание и ведение онлайн-дневников смены

Тема 7.2. Особенности организации отправок детских групп к местам отдыха

Лекция, 2 часа

Нормативно-правовые акты, регулирующие перевозку организованных групп детей. Порядок действий вожатых при организации авиа-отправок. Порядок действий вожатых при организации отправки детей железнодорожным транспортом. Порядок действий вожатых при организации автобусной отправки. Обеспечение безопасности детей на пути следования к местам отдыха

Тема 7.3. Обеспечение безопасности ребенка в ДОЛ

Лекция, 2 часа

Виды нештатных и чрезвычайных ситуаций. Общие меры безопасности. Обеспечение безопасности во время купания, экскурсий, приема пищи. Действия вожатых при выявлении нештатных и чрезвычайных ситуаций

Тема 7.4. Формирование имиджа педагогического отряда

Лекция, 1 час

 

 

История и традиции вожатства. Кодекс, гимн и атрибутика вожатого. Престиж и преференции профессии вожатого. Элементы имиджа педагогического отряда

Практическая работа, 1 час

Формирование собственного стиля педагогического отряда

Тема 7.5. Работа вожатого по формированию и развитию доброжелательных отношений внутри детского коллектива при включении в него детей с ОВЗ

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, 2 часа

Работа вожатого по формированию и развитию доброжелательных отношений внутри детского коллектива при включении в него детей с ОВЗ. Организация различных видов детской деятельности. Создание условий для коммуникации детей друг с другом и со взрослым. Включение ребенка с ОВЗ в отрядные и лагерные мероприятия

Тема 7.6. Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, 4 часа

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория. Психологические особенности детей сирот. Взаимодействие вожатого с детьми данной категории. Основные задачи, стоящие перед педагогами в работе с данной категорией детей

Тема 7.7. Особенности работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (в том числе в социально опасном положении)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, 2 часа

Понятие «трудной жизненной ситуации». Характеристика категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе находящимися в социально опасном положении. Взаимодействие вожатого с детьми данной категории. Основные задачи, стоящие перед педагогами в работе с данной категорией детей

Раздел 8. Физкультурно-оздоровительная деятельность вожатого

Тема 8.1. Основы физиологии и гигиены детей и подростков

Лекция, 2 часа

Основы физиологии и гигиены детей, подростков, юношества с учетом возраста и гендерных различий. Требования СанПиНов. Гендерные стереотипы и необходимость их учета в деятельности вожатого. Группы здоровья. Противопоказания для поездки в ДОЛ

Тема 8.2. Деятельность вожатого по реализации оздоровительной функции ДОЛ

Лекция, 2 часа

Регламентация физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОЛ (СанПиН 2.4.4.3155-13).

Комплекс общеразвивающих упражнений. Оценка степени утомления. Обеспечение безопасности детей во время спортивных мероприятий

Тема 8.3. Основы первой помощи         

Лекция, 2 часа

 

Понятие "первая помощь". Оказание первой медицинской (доврачебной) неотложной (неквалифицированной) помощи. Комплекс простейших мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья человека, проводимых до прибытия медицинских работников. Признаки (симптомы) нарушений жизненно важных систем организма. Предупреждение возможных осложнений. Обеспечение максимально благоприятных условий для транспортировки пострадавшего

Практическая работа, 2 часа

 

Первая помощь пострадавшему в различных ситуациях: колотая рана, открытая рана и др.; механическая травма; ожог; тепловой и солнечный удары; отравление (алкогольное, медикаментозное и др.); угар; удар электрическим током; утопление, удушье, асфиксия; укусы животных, змей, насекомых; обморок; астматический и эпилептический приступы; суицид; попадание инородных тел в гортань (кости от рыбы, инородные предметы и т.п.); острые пищевые отравления